Трансформация человеком самого себя. Часть 1.

Трансформация возможна тогда, когда я решаюсь трансформироваться. Даже если трансформация происходит в результате попадания в непривычную (неизвестную) ситуацию — это я решаюсь на трансформацию, когда привожу себя в эту ситуацию.

Я играю с жизнью. Своей. Моя жизнь — это моя игра. Здесь и сейчас. Тотально.

Если я держусь за привычные стереотипы поведения, если для меня мои привычные представления обо мне важнее трансформации, то трансформация не произойдёт. Я не позволю трансформации произойти. В трансформацию необходимо прыгать головой вперёд. В этом случае думать начинаешь уже не о собственных опасениях, а об обстоятельствах, в которые попал, и новых ресурсах, которые необходимы и которые можно найти в себе (или научить себя) для жизни в этих обстоятельствах.

Трансформацию себя сможет произвести только тот человек, который наиболее силён и отчаян. Изменится тот человек, для которого я-будущее станет более привлекательно, чем я-прошлое. Для этого необходимо решиться нарисовать в своём воображении своё будущее. Это очень нелёгкая задача — решиться оставить своё прошлое, перестать держаться за него.

Мой опыт смены всяких направлений психологии-философии-учений и смены Учителей-терапевтов-советчиков привёл меня к осознанию, что только таким образом можно достичь кардинальной трансформации. Если я регулярно меняю направления (учения и проводников), то могу быстро решать задачи моего изменения: я беру (в мировоззрении-практике) то, что подходит мне на данный момент, и отказываюсь париться над теми частями «учения», которые сейчас переварить не способен. Я иду дальше по жизни и исследую другие практики: беру в них то, что могу и что мне необходимо. Один из плюсов такой методы: я изменяюсь быстро, потому что выкачиваю максимум возможного. Другой плюс — я (а не всевозможные «учителя»-проповедники) оказываюсь ведущим и ответственным (за моё развитие). Третий плюс — я отбрасываю риск моего естественного стремления «привязаться» к одному из советников и его «учению»-объяснениям-онтологии.

Последний (третий) плюс — очень важен. Ведь мне хочется стабильности, надёжности и уверенности. Как и многим другим людям — хочется. Однако внешне обеспеченная уверенность возможна только в ситуации неизменности и предсказуемости контекста (ситуации и людей). Поэтому оставление надолго рядом с собой одного и того же «Учителя» приводит не только к принятию на веру некоторых взглядов, не всегда соответствующих моей собственной сущности, не только к приостановке моего развития, но и к превращению данного конкретного «Учителя» в фактор надёжности, который привязывает меня к одному из моих прошлых неизменившихся «воплощений».

Любой «Учитель» транслирует в мир и ученикам себя, свою гармонию, свой способ жизни, свои представления. Это мир «Учителя», но не факт, что он в каждой своей части подходит данному конкретному ученику. Однако ученик, завороженный масштабом личности Учителя, может попытаться одеть на себя эту личность. Это — нормально. Только так и происходит процесс ученичества. Что-то из одетого приживётся, а что-то потом отпадёт. Однако существует один возможный нежелательный эффект, когда ученик вступает в отношения с Учителем (ученичества, или «ребёнок-родитель», или ещё какие) и передаёт ответственность Учителю за своё развитие и понимание. Причём такая передача может произойти незаметно или завуалированно. Это — неприятно. Никто не заметил, как жизнь превратилась в привычное протекание, в котором одной из составляющих частей стал «Учитель». Но теперь, по сути, он не является Учителем, а является одним из условий привычной накатанной жизни. Изменения с помощью этого учителя больше не производятся. Он тоже стал фактором, привязывающим к прошлой жизни.

Любая система стремится сохранять свой гомеостаз-равновесие. Изменения, которые происходят с системой, всегда инициированы изменением внешней среды. С помощью выхода в рефлексивную позицию человек научился превращать себя во внешнюю среду, «меняться с ней местами». Такое превращение-трансформацию можно делать в случае необходимости изменения собственного поведения. Ведь, будучи частью системы, невозможно не только изменить систему, но даже осознать её основания. Для саморазвития-самоизменения человек научился инициировать определённый процесс, который в результате приводит к трансформации инициатора.

Для самоизменения человек инициирует изменение привычной среды, помещая себя в неизвестную обстановку. Попав в непривычную среду человек препятствует собственным попыткам вернуться в привычные условия жизни. Препятствия такие создаются либо эффектом «сожжённых кораблей», либо каждодневной внимательностью, осознанностью и усилиями. Оба пути эффективны и оба — очень энергозатратны. В случае успешного самоизменения затраченная энергия многократно окупается и возрастает.

Продолжение: Часть 2

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree